Банковская выписка с расчетного счета – важнейший финансовый документ, доказательно отображающий произведенные банковские операции и движение средств по счету.
Денежные документы
Кроме банковской выписки, к числу денежных документов также принадлежат:
- кассовые ордера – как приходные, так и расходные;
- чеки;
- квитанции о внесении денег;
- переводы к получению;
- талоны на бензин;
- почтовые марки.
Денежные документы могут быть двух основных разновидностей:
- предоставляющие их владельцу право получить некие суммы денег или реализовать иные права при предъявлении в будущем (например, чек);
- подтверждающие денежные либо товарные операции, уже произведенные в кассе субъекта хозяйствования либо на счету, открытом кредитной организацией.
Понятие банковской выписки
Выписка банка по расчетному счету – это документ:
- являющийся точной копией записей финансового учреждения о счете;
- имеющий финансовый характер;
- отображающий приход и расход собственных средств клиента;
- выдающийся ему обслуживающим отделением на руки, в электронном виде или пересылаемый почтой ежедневно либо в иной установленный отчетный период.
К этому документу в обязательном порядке подлежат прикреплению:
- документы, поступившие от контрагентов, которые послужили основанием для движения денег – зачисления либо списания;
- бумаги, оформленные учреждением.
Прием и выдача наличности, перечисления на счет проводятся кредитной организацией на основании определенных документов, например:
- объявление о внесении наличных денег;
- расчетный чек;
- платежное требование или поручение.
Банковские выписки не имеют одинакового внешнего вида из-за разницы в применяемой технике. Однако выписка банка с р/с всегда должна отображать установленный набор реквизитов:
- двадцатизначный номер счета;
- дата предыдущей выписки, остаток собственных средств на момент ее формирования;
- реквизиты подтверждающих документов, ставших основанием для проведения банковских операций;
- назначение совершенных платежей;
- корреспондирующие счета контрагентов, которым перечислялись, либо от которых приняты деньги;
- суммы дебета и кредита;
- остаток денег.
Особенности формирования документа
Поскольку счет расчетный, финансовое учреждение хранит деньги, принадлежащие клиенту. Поэтому оно считается должником и отображает остаток по нему в качестве собственной кредиторской задолженности. При этом:
- лицевой счет клиента для кредитной организации является пассивным;
- зачисление и остаток денег в банковской выписке отображен по кредиту;
- списанные средства видны по дебету, поскольку с точки зрения финансового учреждения факт перевода со счета уменьшает его задолженность перед клиентом.
Выписка из расчетного счета в банке является полным аналогом и полноценной заменой регистра аналитического учета. Приложенные к выписке из банка финансово-расчетные документы погашаются соответствующим штампом.
Если по вине клиента ошибочно произошло списание или зачисленные, средства подлежат переводу на счет 63 «Расчеты по претензиям», а кредитная организация незамедлительно уведомляется о данном факте для внесения изменений. В последующий документ финансовое учреждение вносит необходимые исправления.
Проверка банковской выписки
Проверка и обработка выписки банка с расчетного счета должна производиться в день выдачи. Для этого бухгалтером производятся следующие действия:
- подбор и крепление всех оправдательных документов, послужившими основаниями для произведения взаиморасчетов;
- максимально тщательная сверка всех записей банковской выписки с приложенными к ней первичными финансовыми документами, что позволяет выявить незачисленные либо излишне начисленные суммы, непроведенные или излишне проведенные платежи либо достоверно установить полное соответствие с документами-основаниями;
- в случае обнаружения ошибок – незамедлительное сообщение об этом факте уполномоченному представителю финансового учреждения;
- проставление кодов бухсчетов корреспондирующих с 51 «Расчетный счет» напротив соответствующих сумм на полях банковской выписки;
- указание на подтверждающих документах порядкового номера их отображения в выписке.
Эти действия производятся с целью:
- произведения контроля за движением средств;
- автоматизации работ бухучета;
- формирования справочных сведений;
- прохождения возможных проверок;
- архивации и последующего хранения финансовых документов.
Правовое регулирование
Статьей 9 ФЗ о бухучете от 21.11.96 №129 установлено, что операции, производимые учреждением, в обязательном порядке доказательно подтверждаются. Эта норма, как и закон в целом, не установили четкого перечня оправдательных документов. Однако то, что банковские выписки относятся к их числу, неоспоримо. Выписки банка по расчетному счету являются первичными бухгалтерскими документами, а соответственно:
- служат основанием произведения бухгалтерского и налогового учета;
- имеют доказательную силу в случае, если составлены в установленной форме и содержат обязательные реквизиты, установленные п.2 ст.9 ФЗ №129;
- учреждение обязано за собственный счет изготовлять их копии на бумажных носителях:
- для других участников хозяйственных операций;
- по требованию налоговых и других контролирующих структур, судов и прокуратуры.
ФЗ о деятельности банков от 02.12.90 №395-1 установил среди прочего обязанность финансовых учреждений:
- осуществлять и документировать расчеты по нормам, стандартам и формам, установленным ЦБ РФ (ст.31);
- хранить информацию об осуществленных банковских операциях в электронных базах данных не менее 5 лет, а также обеспечивать возможность доступа к указанным сведениям по состоянию на каждый отдельно взятый операционных день (ст.40.1).
Сомнения по поводу электронных выписок
Подлежит ли обязательной распечатке выписка из расчетного счета? Этот вопрос является краеугольным для множества бухгалтеров, чьи предприятия внедрили систему электронного документооборота, например:
- систему бухучета 1C;
- «клиент-банк» с кредитной организацией и одну из существующих систем – с налоговой и контролирующими структурами.
Ситуация усугубляется множеством факторов:
- Нормативных:
- отсутствует законодательное положение, которое бы прямо запретило или разрешило хранить документ в электронной форме;
- действует общее правило ст.9 ФЗ №129, в соответствии с которым субъект предпринимательства по требованию уполномоченного должностного лица обязан за свой счет изготовить и предоставить первичную документацию для проверки.
- Фактических:
- при переходе на систему интернет-обслуживания банки массово отказываются от выдачи выписок, предлагая клиентам при необходимости самостоятельно распечатывать и заверять их;
- электронный документооборот внедряют обычно средние и крупные учреждения, многие из которых имеют не один, а несколько расчетных счетов, по которым ежедневно производится более 100 операций – бумажные выписки имеют соответствующую длину;
- правила хранения этих документов предполагают необходимость присоединять к ним в качестве приложений подтверждающие документы, которые в большинстве тоже придется распечатывать; весь этот ворох бумаг нужно сшивать и хранить, а это лишние затраты на канцтовары, содержание архива, заработную плату работника.
Содержание законодательных требований относительно бумажных и электронных документов
- П.7 ст. 9 ФЗ о бухучете №129 разрешает составлять первичную документацию на машинных носителях.
- Ст. 93 Налогового кодекса РФ установлено, что если истребованные у субъекта предпринимательской деятельности документы составлены в надлежащей форме и заверены ЭЦП, он вправе направить их в орган ФНС цифровыми каналами связи. Налоговый инспектор может истребовать еще и бумажный носитель только в случае несоблюдения указанных требований относительно оформления. Кроме того, Налоговой кодекс:
- не требует хранить сведения, подтверждающие хозяйственные операции, исключительно на бумажных носителях;
- не содержит порядка предоставления банковской выписки налогоплательщиками в территориальную налоговую инспекцию;
- устанавливает необходимость в ситуациях, непосредственно им не урегулированных, в субсидиарном (дополнительном) порядке применять предписания банковского законодательства (ст.11 НК РФ).
- Правила проведения бухучета банками, утвержденные ЦБ РФ от 26.03.07 №302-П, установили, что оформление банковских операций проводится по персональным лицевым счетам каждого клиента. Счетам присваиваются номера, позволяющие достоверно определить:
- принадлежность лицевого счета конкретному лицу;
- целевое предназначение счета (например, транзитный, депозитный).
В соответствии с названными Правилами, сведения относительно лицевых счетов печатаются в установленной форме в двух экземплярах:
- первый подлежит хранению в бухгалтерии финансового учреждения;
- второй представляет собой выписку из лицевого счета, и предназначен для выдачи клиенту на руки либо отправки почтой.
Выписка из банка по расчетному счету передается клиенту на бумажных носителях. Клиент-налогоплательщик на запросы контролирующих органов обязан предоставлять бумажные банковские документы с правильно заполненными реквизитами и штампом финансового учреждения, который подтверждает их действительность.
ФЗ об электронной подписи от 06.04.11 №63 установил, что оцифрованные файлы, подписанные ЭЦП, признаются электронными документами, по юридическому значению равным собственноручно подписанному бумажному документу, кроме случая, когда ФЗ оговорено иное. Обращают на себя внимание письма Минфина, разъясняющие возможности подачи электронных банковских документов, хотя они и не являются нормативными актами.
Советы тем, кто пользуется электронными выписками
Правовая политика и нормативная база постепенно двигаются в сторону компьютеризации финансовой и налоговой отчетности. Об этом свидетельствует тот факт, что государство с каждым годом расширяет круг лиц, обязанных сдавать отчетность в ФНС и внебюджетные фонды в электронном виде. Сегодня вопрос о том, может ли банковская выписка с расчетного счета находиться в оцифрованном виде, однозначно подразумевает позитивный ответ.
Отсутствие распечатанных выписок придает документообороту некоторую специфику. При бумажном бухучете банковские выписки с прикрепленными к ним бумажными счетами, выданными контрагентами для произведения оплаты, подлежат подшивке и передаче на хранение. Электронный либо смешанный документооборот предполагает, соответственно, и существование оцифрованного архива. Однако этот процесс подлежит надлежащему оформлению локальными нормативными актами (приказ руководителя, положение, инструкция), а архивные файлы – заверению.
Подводят не только люди, но и техника. Может выйти из строя сервер либо жесткий диск. Есть еще один вопрос – организационный. Особенность системы «клиент-банк» в том, что в случае реорганизации банковского отделения (укрупнения или наоборот – разъединения), а также ликвидации филиала и перевода клиента на обслуживание к другой, «старые» документы исчезнут из доступа. Поэтому нужно позаботиться о регулярной (в идеале – ежедневной) архивации данных на внешний носитель.
Предполагается, что организация должна обеспечить достаточно длительное хранение этих данных. Они могут в любой момент быть истребованы не только при проверке собственника счета, но и для анализа работы контрагента. Как уже было отмечено, в соответствии со ст. 40.1 от 02.12.1990 г. №395-1 финансовые учреждения обязаны сберегать данные о произведенных операциях на протяжении 5 лет. Организации можно отталкиваться от этого срока либо от общего строка исковой давности – 3 года.
Нужно помнить, что банковская выписка всегда может потребоваться для собственных нужд или для предоставления налоговому органу с целью произведения выездной или встречной проверки. Поэтому, будь то бумажные или цифровые документы, они должны быть всегда под рукой и упорядочены в удобную для поиска систему.