Оформление сделки по приобретению жилья в кредит обходится недешево. Подписанию договора сопутствуют затраты по страхованию имущества, жизни, здоровья, плата за экспертную оценку, за услуги нотариуса. Госпошлина за регистрацию договора ипотеки также входит в обязательные расходы, которые понесет заемщик, покупая жилье за счет кредитных ресурсов.
Госпошлина при регистрации
Согласно законодательству, ипотечный договор нужно зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. Это необходимо для контроля и обеспечения безопасности сделок – чтобы имущество не могло передаваться в залог одновременно разным лицам. Нотариус перед подписанием договора осуществляет обязательную проверку в реестре на наличие действующего обременения на недвижимость. Отсутствие записей по предмету договора гарантирует, что дом или квартира не находится в залоге в другом банке или финансовой организации, а значит, проблем с его реализацией в случае начала судебных действий возникнуть не должно.
Внесение в реестр ведомостей о недвижимости считается юридически значимым действием, за которое положена плата. В Налоговом кодексе РФ указано, что плательщиками госпошлины могут быть:
- юрлица;
- физлица.
Внести запись в Единый реестр можно на основании совместного заявления залогодателя (может быть одновременно и заемщиком) и залогодержателя (банка) либо заявления нотариуса, заверившего ипотечный договор.
Кроме этих документов, в регистрирующий орган необходимо представить:
- паспорт заявителя (залогодателя) или другой документ, подтверждающий его личность;
- ипотечный договор в трех экземплярах – для залогодателя, залогодержателя и регистрирующего органа;
- кредитный договор;
- нотариально заверенное согласие всех совладельцев недвижимости на оформление ее в ипотеку;
- документы, которые доказывают право собственности на имущество, передаваемое в залог;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- если сделка проводится с закладной, должны быть в наличии все указанные в ней документы.
Стоит учесть, что договор ипотеки вносится в реестр только после обретения права собственности на недвижимость залогодателем.
Часто бывает, что залогодатель и заемщик – одно и то же лицо: человек или организация приобретают недвижимость с дальнейшей передачей ее в ипотеку. При этом возникает необходимость перерегистрировать ее на нового собственника. Это проще сделать, если покупка осуществляется на вторичном рынке, так как на дом или квартиру уже имеются все документы.
В случае покупки жилья в кредит на первичном рынке процесс заключения ипотечного договора переносится на время, пока дом или квартиру не сдадут в эксплуатацию и застройщик не оформит все документы. До этого момента банк забирает в залог приобретенную недвижимость либо уже имеющуюся (или ту и другую одновременно). Так что при покупке жилья на «первичке» не исключено, что заемщику придется платить госпошлину несколько раз.
Для физлиц
Госпошлина за регистрацию договора ипотеки с физическим лицом является частью обязательных издержек, которые придется нести при оформлении сделки при покупке недвижимости в кредит. Но так как ипотека является долгосрочным обязательством и за время обслуживания кредита могут возникнуть различные ситуации, не исключено, что обращаться в госреестр придется неоднократно.
Физические лица являются плательщиками госпошлины во время осуществления следующих действий, где фигурирует ипотека:
- госрегистрация предмета ипотеки;
- внесение изменений в ипотеку путем подписания соглашения об изменении условий договора (пролонгация кредита, смена размера обязательства и т.д.);
- смена залогодержателя;
- смена владельца закладной;
- регистрация изменений в записи об ипотеке.
Госпошлина за регистрацию ипотеки для физических лиц удерживается в зависимости от разновидности операции. Ее размер в пределах 200-2000 рублей. К примеру, плата за изменение записи в ЕГРН по каждому объекту на основании соглашения об изменении договора ипотеки составит 200 рублей. А дороже всего обойдется регистрация прав собственности на недвижимость – 2000 рублей. Итак, чтобы зарегистрировать договор ипотеки и обременение по нему, гражданину нужно заплатить всего 3000 рублей: 2000 – за право собственности на приобретаемую недвижимость, 1000 – за регистрацию ипотеки и внесение записи об обременении объекта в ЕГРН.
Выписка из реестра стоит 750 рублей, электронный документ обойдется дешевле – 300 рублей. Право не платить госпошлину получили только малоимущие граждане, которые соответствуют критериям
Жилищного кодекса. Стоит отметить, что в каждом регионе установлены разные требования, под которые подпадает понятие «малоимущие». Зависят они от уровня дохода каждого члена семьи, наличия недвижимости, транспортных средств, открытых счетов в банках.
Для юрлиц
В Налоговом кодексе сказано, что плательщиком за регистрационные действия могут быть и юрлица. Предприятия и организации также активно покупают недвижимость в кредит, чтобы потом использовать ее в бизнесе. В этом случае госпошлина за регистрацию ипотеки для юридических лиц также является обязательной статьей расходов.
В законе указано, что плата за госрегистрацию договора, а также наложение обременения с внесением соответствующих записей в госреестр с последующей выдачей документов осуществляется один раз. И ее размер составляет совокупную цену за все операции. Во сколько это приблизительно обойдется?
Регистрация с внесением в реестр стоит 4000 рублей, выдача документов – 2200. При желании можно заказать электронную версию выписки, это обойдется дешевле – 600 рублей. Однако перед тем как обратиться в госреестр, необходимо зарегистрировать имущество на свое имя – 22 000 рублей. Таким образом, госпошлина за регистрацию договора ипотеки с юридическим лицом обойдется примерно в 28 200 рублей.
С этого года изменились сроки регистрации документов. Теперь на регистрацию прав, возникающих по договору ипотеки, отводится 5 рабочих дней плюс 2 рабочих дня – на доставку документов к центрам регистрации.
Разновидности операций с залоговой недвижимостью, где стороной сделки является юрлицо, аналогичны тем, где участвуют физлица. Стоит отметить, что с 1 января 2017 года предприятиям и организациям не нужно подавать учредительные документы в Росреестр – он их запрашивает самостоятельно.
Для индивидуальных предпринимателей
ИП также нередко являются участниками сделок по покупке недвижимости за счет кредитных средств. Отдельные тарифы для этой категории заемщиков кодексом не установлены – во время заключения сделки по покупке недвижимого имущества они платят по тем же тарифам, что и физлица (от 200 до 2 000 рублей). Однако ИП как заявителю необходимо, кроме стандартных документов, представить еще выписку из ЕГРИП.
О размере госпошлины
Величина платежа за действия с ипотечным договором зависит от:
- залогодателя – юр- или физлицо;
- предмета ипотеки – дом, квартира, земельный участок;
- типа юридического действия.
Размер госпошлины утвержден ст. 333.33 НК РФ. Наиболее частыми операциями, сопровождающими ипотеку, являются:
- госрегистрация договора ипотеки с внесением записи в реестр – с физлиц удерживается 1 000 рублей, с предприятий и организаций – 4 000 рублей;
- госрегистрация прав собственности на имущество – граждане уплачивают 2 000 рублей, предприятия или организации – 22 000 рублей;
- госпошлина за регистрацию дополнительного соглашения к договору ипотеки составляет 200 рублей для населения и 600 рублей для юрлиц (точнее, это плата за изменение записи в ЕГРН по каждому объекту на основании соглашения об изменении договора ипотеки);
- сделка по переуступке прав долга, в результате которой меняется залогодержатель, обойдется гражданам и организациям в одинаковую сумму – 1 600 рублей;
- госпошлина за смену владельца закладной стоит 350 рублей (для физ- и юрлиц).
При покупке в кредит жилья вместе с земельным участком заемщику дополнительно нужно внести госпошлину за регистрацию права собственности на землю в размере 350 рублей.
Уменьшить расходы при регистрации договора ипотеки можно, осуществляя сделку через Портал госуслуг, – стандартный размер платежа скорректируется на коэффициент 0,7.
О специфике оплаты
Оплата госпошлины проводиться только по месту юридического действия и всегда перед регистрацией ипотечного договора или изменений в нем. Квитанция, подтверждающая факт оплаты, содержится в списке обязательных документов, которые необходимо принести в регистрирующий орган. Заплатить госпошлину можно:
- в многофункциональных центрах предоставления госуслуг;
- на портале Госуслуги.
Порядок уплаты
Осуществить оплату госпошлины можно в любом банке или на сайте Росреестра. Последний способ более простой, к тому же дешевле. Однако важно учесть, что каждому региональному центру соответствуют свои банковские реквизиты.
Где найти реквизиты?
Проще всего узнать реквизиты платежа на странице Росреестра. Для этого на веб-сайте организации нужно заполнить все поля, выбрать регион и город. После этого на экране отобразится список подразделений, каждому из которых будет соответствовать раздел «Реквизиты». Здесь как раз можно будет найти необходимые данные для оплаты госпошлины.