В связи с развитием деятельности некоторые организации решают создать филиалы. Принятие подобных мер прибавляет для бухгалтерии компаний намного больше работы. Существует несколько форм, которым отдают предпочтение: дочерние фирмы, обособленные подразделения или филиалы. Если компания принимает решение создать обособленное подразделение без расчетного счета, то ей необходимо знать некоторые особенности при ведении бухгалтерского учета его деятельности.
Это необходимо для эффективной работы как филиала, так и всего предприятия в целом. Каждая компания вправе устанавливать свои требования к оформлению документооборота, но некоторые являются обязательными – они предусмотрены российским законодательством.
Учет операций в обособленном подразделении, не имеющем выделенного счета
Для данной формы не характерно наличие банковского счета. Ее отличие заключается в том, что передача всех основных средств, товарно-материальных ценностей или финансовых активов компании осуществляется либо из филиалов предприятия, либо из его головного офиса. В таком подразделении не предусмотрена бухгалтерская служба, поскольку основным учетом занимается главная структура. Несмотря на это, некоторую документацию оно все же вправе составлять, а именно:
- оприходование товарно-материальных ценностей;
- выпуск товаров или услуг;
- начисление оплаты труда сотрудникам;
- все первичные документы, связанные с непосредственным выполнением услуг или работ.
Но передачей этой информации в основную бухгалтерию компании занимается головной офис.
Для каждого обособленного подразделения могут предусматриваться свои правила по ведению учета, которые должны быть отражены в учетной политике предприятия. Некоторые организации вводят для своих филиалов специальные субсчета, предназначением которых является выявление показателей деятельности именно этого звена фирмы.
Кроме этого, нередко встречаются случаи, когда создаются и аналитические признаки для них. Чтобы облегчить работу с первичной документацией в подразделении, очень часто специально нанимают бухгалтера.
Расчетный счет обособленного подразделения, по сути, является расчетным счетом всего предприятия, именно поэтому многие эксперты в подобной области советуют оформлять все транзакции филиала сразу на счетах главного офиса. Часть специалистов считает, что в случае, если компания использует электронный документооборот и учитывает все операции посредством компьютерных программ, то для нее наиболее оптимальным вариантом является отражение процессов филиала на отдельном счете, поскольку это является более удобным способом.
Как производятся внутрихозяйственные расчеты в обособленных подразделениях
В данном случае не имеет значения, учитывается ли деятельность представительства организации посредством отдельного баланса или не учитывается. Законодательство Российской Федерации предусматривает применение специального счета, который назван «Внутрихозяйственными расчетами».
Виды операций внутрихозяйственных расчетов
- Учет заработной платы сотрудникам филиала и начисления по оплате труда.
- Реализация работ, товаров или услуг.
- Транзакции по выделенному имуществу компании.
- Передача затрат, связанных с управлением предприятием.
- Взаимный отпуск денежных средств.
Данный счет предусматривает наличие субсчетов, посредством которых осуществляется передача и прием пассивов и активов основного подразделения и его филиалов. Операции по перемещению материальных ценностей или продукции также могут учитываться и между самими представительствами. Такая возможность в обязательном порядке должна быть заранее прописана в учетной политике всего предприятия.
Что касается основных средств, то их передача или прием должны производиться с использованием специального субсчета, называемого «Расчет по выделенному имуществу». Это связано с тем, что каждая компания обязана оформлять подобные операции только через свой головной офис.
Отдельная статья в балансе для филиала должна предусматривать такую аналитику, посредством которой главный бухгалтер фирмы смог бы правильно интерпретировать имеющиеся у подразделения пассивы или активы и свести при этом основной баланс всего предприятия.
Если взять, к примеру, имущество организации, находящееся в распоряжении у представительства, то его стоимость и любые транзакции с ним не будут считаться процессом реализации. То же самое касается и товарно-материальных ценностей филиала, и его активов. Правильное ведение такого учета должно сопровождаться соблюдением принципа одномоментности. Данное требование представляет собой учет деятельности обособленных подразделений и основного офиса одновременно. Это необходимо для того, чтобы обеспечить неизменность валюты общего бухгалтерского баланса организации за счет возникающей передачи или приема каких-либо активов.