Бывает, что в ходе исполнения договора кредитования банк нарушает зафиксированные в нём некоторые свои обязательства. В качестве примера можно привести факт начисления платежей, которые не предусмотрены кредитным соглашением. Претензия банку по кредиту поможет урегулировать спорные вопросы: ведь финансовые учреждения стали уделять качеству работы больше внимания и стараются не допускать возникновения у клиентов жалоб по вопросам сотрудничества.
Когда подается претензия?
Под претензией понимается официальное требование устранить недостатки в выполнении контрагентом принятых на себя обязательств: следствием должно стать возмещение убытков, уплата долга, устранение неполадок, неисправностей товара или недостатков в работе.
Если речь идёт о банковской деятельности, то поводом для претензии может служить:
- взимание незаконных комиссий;
- арест счетов;
- необоснованное списание денежных средств.
Подав претензию, клиент банка получает возможность решить возникшие проблемы в досудебном порядке и таким образом сэкономить немалые деньги.
А если ответ финансового учреждения его не устроит, наличие отправленной претензии уже позволяет заслушать дело в суде. Более того, для начала судебного разбирательства её предварительная отправка – во многих случаях обязательное условие.
Как составить претензию банку?
Большинство финансовых учреждений принимает подобные документы, написанные в произвольной форме. Однако, чтобы сэкономить время, можно использовать образец претензии в банк по кредиту.
Если же вы считаете, что произвольная форма поможет точнее обозначить проблему, при составлении документа обязательно укажите:
- Название банка и лицо, в адрес которого претензия направлена.
- Свои персональные данные (ФИО) и контактную информацию.
- Название документа – «Претензия».
- Описание обстоятельств дела, нарушений интересов и прав – в основной части.
- Доводы и аргументы в свою пользу со ссылками на положения договора, нормы закона и имеющиеся доказательства.
- Конкретные требования, предъявляемые банку.
- Просьбу рассмотреть претензию в течение 10-30 дней.
- Предпочтительный вариант получения ответа и адрес.
- Дату написания (не забудьте поставить личную подпись).
Как вручить претензию банку?
Передать документ можно следующими способами:
- Лично вручить руководителю учреждения либо уполномоченному сотруднику. Претензия должна быть зарегистрирована как входящий документ, предусматривающий присвоение номера и даты поступления. Один экземпляр, на котором присутствует подпись принявшего лица и штамп организации, клиент оставляет у себя.
- Отправить почтой. Делать это необходимо только заказным письмом, причём желательно с уведомлением о том, что адресату оно вручено. Квитанцию об оплате, а также корешок уведомления следует сохранить. Во время судебного разбирательства они послужат доказательством предъявления претензии.
Не все банки и не всегда отвечают на претензии. Но добиться устранения нарушений и восстановления справедливости возможно в любом случае.
Действия банка и сроки
Договора, в том числе и кредитования, как правило, содержат пункт, в котором указываются сроки предъявления претензии и время, отводимое на урегулирование спора. Получив претензию, банк обязан:
- Рассмотреть обращение и содержащиеся в нём требования.
- Принять решение.
- В установленный срок уведомить клиента о принятом по претензии решении.
Бывает, что в договоре сроки не определены. В таком случае кредитные организации руководствуются внутрибанковскими регламентом и правилами. Также сроки разнятся в зависимости от основания обращения и содержания правоотношений.
На продолжительность рассмотрения и принятия по претензии решения влияет также способ её направления. Исчисление срока для ответа начинается с момента получения кредитной организацией вашего письма. Будучи высланным по почте, оно может идти 10 дней. Поэтому для ускорения процедуры рассмотрения претензии лучше всё-таки принести обращение в банк лично.
Отечественное законодательство универсального срока не предусматривает. Нередко клиенты принимают за основу 10-дневный промежуток времени. Действительно, такой срок указан в законе РФ «О защите прав потребителей». Однако этот подход в данном случае некорректен, поскольку под действие этого нормативного документа подпадают лишь некоторые случаи оказания финансовых услуг и сопряжённые с ними претензии.
В данном случае необходимо придерживаться требований федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Для отечественных финансовых учреждений общей нормой претензионного урегулирования споров считается 30-дневный срок.
В претензии нелишним будет указать, что, если банк откажется выполнять предъявленные требования, вы обратитесь за судебной защитой. Поскольку большинство кредитных организаций дорожат своей репутацией, с большой вероятностью срок принятия решения будет сокращен.