Как ведется учет займов и кредитов?

Справочная по кредитам

Вести бизнес без использования заемных средств довольно сложно, а иногда просто невозможно: привлекая инвестиции и кредиты, предприятие обеспечивает свое развитие и дальнейший рост. В противном случае его владелец рискует отстать от конкурентов, что со временем приведет к потере своей ниши и уходу с рынка. Учитывая постоянную необходимость в пользовании кредитами, предпринимателям необходимо обеспечить правильный учет займов и кредитов в бухгалтерии.

В чем отличие кредита от займа?

До перехода к объяснению того, как отображаются кредиты и займы в бухгалтерском учете, необходимо определить, чем отличаются между собой эти два понятия.

В Гражданском кодексе РФ указано, что договор займа – это документ, предусматривающий передачу одной стороной денег, материалов, вещей с определенными качествами другой стороне (заёмщику), которая берет на себя обязательство через установленное время вернуть средства в том же объеме (ст. 807).

Понятие «кредитный договор» раскрывается в ст. 819, согласно которой выступать кредитором может только банк или кредитная организация, дающая заемщику деньги на конкретных договорных условиях. В свою очередь, должник обязуется выполнить условия договора и вернуть долг в четко определенный срок, а также заплатить процент за пользование материальными средствами.

На основании нормативных документов можно выделить следующие основные отличия кредита от займа:

  • заем предусматривает бесплатное пользование его предметом, наличие же кредита автоматически предусматривает уплату процентов. Однако существуют договоры займа, содержащие требования по уплате вознаграждения для заимодавца;
  • стороной кредитного договора обязательно должен быть банк или любая другая кредитная организация, имеющая специальную лицензию на осуществления финансовых операций. Сторонами договора займа могут быть любые юридические или физические лица;
  • согласно кредитному договору, в долг клиенту даются только деньги, объектом же договора займа могут быть как материальные, так и нематериальные средства.
Читайте также:  На каких условиях можно получить кредит на строительство дома?

Бухгалтерский учет операций

Операции юридических лиц по оформлению займов или кредитов регулируются специальным положением БУ 15/2008 от 06.10.2008 с последними изменениями от 06.04.2015. Согласно данному нормативному акту, каждое предприятие, использующее кредитные или заемные средства, должно в своем учете отражать на отдельных счетах:

  • остаток долга по кредиту/займу;
  • расходы по кредиту/займу (проценты, комиссии и другие выплаты, связанные с оформлением и обслуживанием).

Для отображения всех вышеуказанных операций в бухучете используются счета:

  • № 66 – применяется для ведения учета краткосрочных займов и кредитов сроком до 1 года;
  • № 67 – на нем записывается задолженность сроком больше 1 года.

Для разделения суммы погашения долга и процентов юридическими лицами используются субсчета. Например, на 66-01 отображается остаток краткосрочной задолженности, а на субсчете 66-02 – проценты по ней.

Все обязательства по основному долгу в балансе отображаются как кредиторская задолженность.

Основные правила

Для правильного учета необходимо придерживаться таких правил:

  • задолженность возникает не в день подписания договора, а в момент фактического использования кредитных средств;
  • учету в балансе подлежит сумма фактически выбранного лимита кредитной линии, а не вся сумма договора.

Следить необходимо и за правильным отображением задолженности согласно срокам ее погашения. Могут возникать ситуации, когда задолженность из краткосрочной меняет свой статус на долгосрочную, например, в случае пролонгации кредитного соглашения.

Проценты и другие возможные расходы по обязательствам учитываются на счетах:

  • № 91 – прочие расходы (комиссии) – уплата консультационных или информационных услуг и т. п.;
  • № 08 – увеличение цены инвестиционного актива. Данный счет применяется при кредитовании (заимствовании) с целью покупки основных средств: недвижимости, производственных линий, оборудования, транспортных средств, то есть всего того, что со временем будет учитываться в балансе предприятия как материальный или нематериальный актив.

Как учитываются проценты?

Учет процентов осуществляется в зависимости от условий их погашения. Так, если плата за пользование заемными средствами проводится ежемесячно, то проценты начисляют на каждую дату согласно графику погашения. Когда же погашение процентов предусмотрено раз в квартал, в конце срока или по другому нерегулярному графику, то их необходимо отображать на каждое последнее число месяца пользования финансовыми/материальными средствами или на каждую фактическую дату уплаты.

Для дополнительных расходов, которые несет должник при оформлении договора, существуют два варианта отображения в финансовой отчетности:

  • в том отчетном периоде, когда они фактически произошли;
  • пропорционально – в течение всего периода действия договора.

Получение кредита в банке – на что нужно обратить внимание: Видео

Оцените статью
Счета в банке
Добавить комментарий