3 июля 2015 года Госдумой РФ был принят закон, запрещающий государственные закупки у оффшорных компаний. Главная его цель – это защита отечественного производства и снижение оттока капитала за рубеж.
Зачем нужен запрет
Оффшорные компании представляют собой зарегистрированные в специальных зонах или конкретных странах юридические лица, где к нерезидентам применяется льготный режим налогообложения. То есть иностранные граждане или фирмы, создав на территории оффшора компанию, совсем не платят или минимально платят налог с прибыли при условии, что свою деятельность они осуществляют за пределами страны, где создана компания.
Это как раз и привлекает большое количество российских бизнесменов, ведь, переводя свои денежные потоки в фирмы, которые находятся, например, на Сейшельских, Каймановых или Британских Виргинских островах, можно очень неплохо заработать, существенно сократив расходы на платежи в казну РФ.
Участие оффшорных компаний в госзакупках отрицательно сказывается на экономике по нескольким причинам:
- Осуществляется вывод капитала за границу, хотя российская экономика также в нем очень нуждается.
- Государство недополучает налоги в связи с переводом денег в компанию за рубежом. Юрлицо, зарегистрированное в оффшоре, получив деньги за продажу своей продукции, не перечисляет в казну государства обязательные платежи.
- Уплаченные деньги не работают на экономику страны, они стимулируют производство за границей.
Именно это и повлекло принятие ФЗ № 227 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
История вопроса
Первые попытки урегулировать госзакупки были предприняты в апреле 2014 г., когда в Госдуму Минэкономразвитием был внесен запрет оффшорным компаниям участвовать в закупках. Затем более года нормативный документ проходил все инстанции и департаменты, подвергался разным экспертизам и изменениям, пока в июле 2015 г. Госдума в третьем чтении его не утвердила, и вот с 13 июля он начал действовать.
При вынесении на рассмотрение законопроекта о госзакупках председатель Счетной палаты Т. Голикова сообщила в обоснование необходимости закона следующее: в 2014 г. их организация сделала проверку 280 тендеров, которые проводились с целью госзакупок, на общую сумму около 1,3 трлн рублей, и было обнаружено, что около 21% (272,4 млрд рублей) всех денег, заплаченных государством, ушло за границу.
Особенности нормативного акта
Как уже отмечалось выше, главной целью закона является борьба с оттоком капитала в оффшорные территории и поддержка отечественного товаропроизводителя.
На сегодняшний день в перечень мест, где действует льготный налоговый режим для нерезидентов и которые не предоставляют информации обо всех финансовых операциях своих клиентов, входят 40 государств и территорий. Этот список утвержден Приказом Минфина РФ и содержит, в частности, такие страны: Панама, Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Белиз, Лихтенштейн и т. д.
В соответствии с новым законом, теперь во время подачи заявок на допуск участника к тендерам, которые проводит государство, специальная комиссия по осуществлению закупок будет проверять его юрисдикцию. Если орган выявляет, что компания зарегистрирована или имеет отношение к оффшорной зоне, то она не допускается к участию в тендере.
Этим законом установлена еще норма, способствующая возвращению финансовых потоков назад в Россию: он предусматривает амнистию всех зарубежных капиталов. Суть ее состоит в том, что с 1 июля 2015 г. все граждане и организации, которые имеют доходы за границей на территориях со льготным налогообложением, обязаны заполнить декларации, указав в них все свои активы, недвижимость, транспорт и т.д. При этом государством гарантируется сохранность и неприкосновенность их имущества. На программу деоффшоризации отводится 6 месяцев, от 1 июля до 31 декабря.