Для того чтобы открыть счет в банке, необходимо личное заявление будущего клиента. Заявление об открытии банковского счета – документ, адресованный финансовому учреждению, составленный потенциальным клиентом:
- частным лицом (гражданином, иностранцем или лицом без гражданства);
- самозанятым, не имеющим статуса ИП;
- частным предпринимателем;
- юридическим лицом национального (резидент) или иностранного (нерезидент) права.
Его содержание сводится к пожеланию осуществить права и реализовать законные интересы путем открытия счета определенного вида и валюты.
Общие вопросы составления
Форма заявления – исключительно письменная. Законодательство РФ во многих случаях считает заявлением официальное сообщение в устной форме, если в нем излагается определенная просьба (например, заявление в правоохранительные органы). Но на банковские правоотношения такая практика не распространяется.
Ни законодательные, ни подзаконные нормы, в том числе положение ЦБ РФ №153-И от 30.05.2014, посвященное урегулированию открытия / закрытия счетов всех видов, не содержат образца этого документа. Предполагается, что он составляется в произвольной форме.
Официальные сайты ЦБ РФ и коммерческих финансовых структур предлагают разработанные ими и доступные для скачивания бланки подобных заявлений для:
- граждан и юридических лиц любых организационных форм;
- счетов существующих видов: депозитных, кредитных, текущих, карточных;
- всех доступных валют
Инструкция ЦБ РФ содержит прямой категорический запрет на прием заявок на открытие счетов и оформление договоров о банковском обслуживании гражданам без их физического присутствия в отделении банка. Единственным исключением являются отношения представительства в силу закона (возможность родителей действовать от имени малолетних детей; опекунов – в интересах опекаемых) либо договора. При этом обязательна явка уполномоченного представителя и предъявление доверенности.
Относительно клиентов – юридических лиц ситуация несколько иная. Заявление на открытие счета может быть составлено и заверено руководителем за пределами банковского отделения и передано с уполномоченным лицом. В случае, когда новый счет открывается клиентом, пользующимся цифровой подписью и обслуживающемся по системе «клиент-банк», заявка может быть отправлена по каналам электронного документооборота.
Заявление на открытие счета в банке содержит логические части:
- вступительную;
- описательную;
- просительную;
- удостоверительную.
Содержание
Данные об обслуживающем банке и его отделении уже набраны в стандартной форме. Клиенту остается внести сведения, касающиеся его лично. Это ФИО, а для юридического лица – полное название и ИНН. Подлежат указанию контактные данные: адрес, телефон, электронная почта. Формы многих банков предполагает возможность указания двух адресов:
- для юридического лица – регистрации и фактического места пребывания;
- для физического – соответственно паспорту и реальному месту проживания.
Как правило, имеется информационный блок, в котором клиент указывает на:
- ознакомление с положениями нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, их понимание и готовность соблюдения;
- согласие с существующими тарифами на банковское обслуживание;
- подтверждение достоверности данных, фигурирующих в заявлении и принятие на себя полной ответственности за случайные ошибки и умышленные искажения;
- обязательство ставить финансовое учреждение в известность о любых изменениях сообщенной информации и предоставлять об этом подтверждающие документы.
Далее следует просьба открыть счет определенного вида и валюты. Если речь идет о приватном вкладе или счете, клиент одновременно подтверждает, что размещаемые средства не связаны с проведением хозяйственных операций, предпринимательской деятельностью либо частной практикой и предназначены для использования в личных целях.
Следует отметить, что частные лица не подписывают отдельно договор банковского счета. Поэтому в тексте такого заявления указывается, что клиент его подписанием присоединяется к действующей редакции существующего договора. Кредитные и депозитные сделки с гражданами подлежат оформлению в виде отдельного документа.
Заявление заканчивается одной или двумя (для юридических лиц – руководителя и главбуха) подписями. Удостоверительная часть заявления заполняется банковским работником без участия клиента.