Синтетический учет операций по расчетному счету – это фиксирование движений средств на активном р/с (№ 51) предприятия и их документальное сопровождение. Благодаря четкому и систематизированному ведению проводок хозяйственной деятельности организации удается осуществлять:
- ясный анализ источников получения средств на расчетный счет;
- контроль целевого использования денег предприятия;
- своевременное выполнение хозяйственных обязательств и календарных бюджетных платежей.
Документальное оформление
Положение №2 Центробанка РФ, касающееся расчетов безналичного характера, обязывает фиксирование операций, проходящих по счету фирмы с помощью журналов-ордеров, ведомости, а также расчетных документов:
- чеков кассовых;
- платежных поручений;
- инкассовых требований.
Обязательными реквизитами расчетных документов являются:
- Наименование документа, его номер и полная дата (указание числа, месяца и года, когда выписан).
- Платежное назначение.
- Реквизиты плательщика и получателя (наименования, ИИН, номера расчетных, корреспондентских и субсчетов, а также данные банков – названия и адреса).
- Указание цифрами и прописью перечисляемой суммы.
- Отдельная строка, указывающая о включении (или невключении) налога.
Графа НДС является важным обязательным элементом. В случае включения налогового вычета, прописывается сумма (в цифрах и прописью). В случае невключения – ставится отметка о необложении платежа налогом.
Операции дебета
Все зачисления, производимые через р/с, регистрируются ведомостью (№2) плюс в журналах-ордерах. Синтетический учет операций на расчетном счете отражает оборотные дебетные движения по:
- перечислениям клиентами фирмы (покупателями товара или заказчиками услуг);
- получениям ссуд;
- свободным денежным средствам, оставшимся к началу месяца (остаткам);
- поступлениям наличности из касс организации.
При взносе на расчетный счет наличных необходимо оформлять объявление о внесении денежных средств. Это приказ предприятия, оформленный в одном экземпляре, о принятии наличных денег через кассу с использованием корреспондирующего счета №50 и указанием источника поступления.
Объявление об использовании сумм наличностью может понадобиться в случаях, когда:
- сдается выручка;
- оплачиваются банковские услуги;
- производятся взносы по учредительным документам;
- вносятся средства от депонентов и т. д.
Объявление имеет три части:
- Верхний корешок предназначен банку.
- Середина, представляющая собой непосредственно квитанцию, остается у кассира.
- Нижняя часть является ордером, который вместе с выпиской банка, по завершению операции, также хранится у кассира.
Операции кредита
Оборотные кредитные операции по расчетным счетам организации отражаются корреспондирующими счетами (регистрируются журналом-ордером 2). Кредит счета показывает учет по:
- погашениям задолженностей перед подрядчиком, поставщиком и т. п.;
- выплатам социальных, пенсионных, налоговых отчислений, а также процентов по банковским кредитным договорам;
- выдачам сумм наличностью в кассы фирмы.
В обязательном порядке оформляется чек, подписанный главбухом и директором организации, когда появляется необходимость получить деньги с р/с в кассу, с указанием целевого назначения:
- зарплат сотрудникам;
- пособий;
- командировочных;
- на расходование по хозяйству.
Чековая книжка относится к строгой отчетности. Корешок чека содержит те же реквизиты, что и основная часть. Он оставляется, чтобы можно было подтвердить в учетных регистрах проведение кассовых операций.
Поручения и требования
Синтетический учет по расчетному счету часто требует оформить то или иное поручение. Указывается строка, сообщающая о том, с вычетом НДС проходит платеж или без.
Функциональными назначениями поручений могут быть указания банку перечислить средства для следующих целей:
- оплатить услуги поставщиков товара;
- рассчитаться с посредниками за оказанные услуги;
- произвести оплату процентов по кредитам и прочее.
Платежное требование также может содержать требования уплаты денежных средств посредством банка, согласно подписанных договоров и соглашений о поставке товаров или оказания услуг. То есть оформляется кредитором (получателем) для должника (плательщика). Требование предусматривает:
- указание сроков и условий для оплаты;
- целевое назначение;
- реквизиты договора на поставку товара или оказание услуг;
- прилагаемые документально заверенные факты получения продукции или выполненных работ (а также их перечень и даты);
- графу, предусматривающую дату получения требования должником.
Документ действителен десять дней, начиная со следующего рабочего дня с момента подписания. Если операция не выходит за рамки одной кредитной организации, поручение имеет три экземпляра. В противном случае – больше.
Движения по р/с согласно платежных поручений происходит акцептовано или неакцептовано. То есть у покупателя может быть срок для того, чтобы уведомить банк о своем отказе оплачивать товар или услугу. Предварительный акцепт не превышает трех дней. По истечении этого времени суммы зачисляются на р/с организации.
Бесспорные списания могут производиться по инкассовым поручениям. Оформляется так же, как требование, но с указанием основания бесспорности: официальные взыскания контролирующих органов или в случае наличия права банка проводить подобные действия на расчетном счету предприятия.