Как ведется синтетический учет операций по расчетному счету

Расчетный счет

Синтетический учет операций по расчетному счету – это фиксирование движений средств на активном р/с (№ 51) предприятия и их документальное сопровождение. Благодаря четкому и систематизированному ведению проводок хозяйственной деятельности организации удается осуществлять:

  • ясный анализ источников получения средств на расчетный счет;
  • контроль целевого использования денег предприятия;
  • своевременное выполнение хозяйственных обязательств и календарных бюджетных платежей.

Документальное оформление

Положение №2 Центробанка РФ, касающееся расчетов безналичного характера, обязывает фиксирование операций, проходящих по счету фирмы с помощью журналов-ордеров, ведомости, а также расчетных документов:

  • чеков кассовых;
  • платежных поручений;
  • инкассовых требований.

Обязательными реквизитами расчетных документов являются:

  1. Наименование документа, его номер и полная дата (указание числа, месяца и года, когда выписан).
  2. Платежное назначение.
  3. Реквизиты плательщика и получателя (наименования, ИИН, номера расчетных, корреспондентских и субсчетов, а также данные банков – названия и адреса).
  4. Указание цифрами и прописью перечисляемой суммы.
  5. Отдельная строка, указывающая о включении (или невключении) налога.

Графа НДС является важным обязательным элементом. В случае включения налогового вычета, прописывается сумма (в цифрах и прописью). В случае невключения – ставится отметка о необложении платежа налогом.

Операции дебета

Все зачисления, производимые через р/с, регистрируются ведомостью (№2) плюс в журналах-ордерах. Синтетический учет операций на расчетном счете отражает оборотные дебетные движения по:

  • перечислениям клиентами фирмы (покупателями товара или заказчиками услуг);
  • получениям ссуд;
  • свободным денежным средствам, оставшимся к началу месяца (остаткам);
  • поступлениям наличности из касс организации.

При взносе на расчетный счет наличных необходимо оформлять объявление о внесении денежных средств. Это приказ предприятия, оформленный в одном экземпляре, о принятии наличных денег через кассу с использованием корреспондирующего счета №50 и указанием источника поступления.

Объявление об использовании сумм наличностью может понадобиться в случаях, когда:

  • сдается выручка;
  • оплачиваются банковские услуги;
  • производятся взносы по учредительным документам;
  • вносятся средства от депонентов и т. д.
Читайте также:  Может ли ПФР заблокировать расчетный счет и почему?

Объявление имеет три части:

  1. Верхний корешок предназначен банку.
  2. Середина, представляющая собой непосредственно квитанцию, остается у кассира.
  3. Нижняя часть является ордером, который вместе с выпиской банка, по завершению операции, также хранится у кассира.

Операции кредита

Оборотные кредитные операции по расчетным счетам организации отражаются корреспондирующими счетами (регистрируются журналом-ордером 2). Кредит счета показывает учет по:

  • погашениям задолженностей перед подрядчиком, поставщиком и т. п.;
  • выплатам социальных, пенсионных, налоговых отчислений, а также процентов по банковским кредитным договорам;
  • выдачам сумм наличностью в кассы фирмы.

В обязательном порядке оформляется чек, подписанный главбухом и директором организации, когда появляется необходимость получить деньги с р/с в кассу, с указанием целевого назначения:

  • зарплат сотрудникам;
  • пособий;
  • командировочных;
  • на расходование по хозяйству.

Чековая книжка относится к строгой отчетности. Корешок чека содержит те же реквизиты, что и основная часть. Он оставляется, чтобы можно было подтвердить в учетных регистрах проведение кассовых операций.

Поручения и требования

Синтетический учет по расчетному счету часто требует оформить то или иное поручение. Указывается строка, сообщающая о том, с вычетом НДС проходит платеж или без.

Функциональными назначениями поручений могут быть указания банку перечислить средства для следующих целей:

  • оплатить услуги поставщиков товара;
  • рассчитаться с посредниками за оказанные услуги;
  • произвести оплату процентов по кредитам и прочее.

Платежное требование также может содержать требования уплаты денежных средств посредством банка, согласно подписанных договоров и соглашений о поставке товаров или оказания услуг. То есть оформляется кредитором (получателем) для должника (плательщика). Требование предусматривает:

  • указание сроков и условий для оплаты;
  • целевое назначение;
  • реквизиты договора на поставку товара или оказание услуг;
  • прилагаемые документально заверенные факты получения продукции или выполненных работ (а также их перечень и даты);
  • графу, предусматривающую дату получения требования должником.

Документ действителен десять дней, начиная со следующего рабочего дня с момента подписания. Если операция не выходит за рамки одной кредитной организации, поручение имеет три экземпляра. В противном случае – больше.

Движения по р/с согласно платежных поручений происходит акцептовано или неакцептовано. То есть у покупателя может быть срок для того, чтобы уведомить банк о своем отказе оплачивать товар или услугу. Предварительный акцепт не превышает трех дней. По истечении этого времени суммы зачисляются на р/с организации.

Бесспорные списания могут производиться по инкассовым поручениям. Оформляется так же, как требование, но с указанием основания бесспорности: официальные взыскания контролирующих органов или в случае наличия права банка проводить подобные действия на расчетном счету предприятия.

Оцените статью
Счета в банке
Добавить комментарий