В нашей стране уже на протяжении нескольких десятков лет идут дискуссии на тему о том, как работают коллекторские агентства. Большинство граждан считает, что они в своей деятельности постоянно применяют противоправные методы для истребования кредитной задолженности с должников. Меньшая же часть говорит о их честности и возможности с ними договориться на более выгодных условиях возврата долга. Так, кто же прав в этой ситуации? И вообще как работают коллекторы сейчас?
Банковские организации не сразу передают долги заемщиков в коллекторские агентства. В начале они сами пробуют наладить тесное сотрудничество с должником, пытаясь его заставить погасить имеющуюся задолженность путем телефонных переговоров или личного общения. Также на адрес проживания клиента могут приходить почтовые письма, где прописаны сроки для выплаты и сумма долга. Одновременно с этими действиями начисляются штрафные санкции по кредитному договору, что в значительной степени увеличивает итоговую сумму возврата заемных средств. Отдел по взысканиям кредитного учреждения может работать с должником несколько месяцев и только потом передать «проблемный» кредит коллекторам.
Финансовая компания может долг человека продать или сдать его в аренду. В первом случае собственниками становятся другие банки или коллекторские агентства, которые наделяются всеми права кредитора. Во втором случае дело о задолженности передается на определенное время коллекторам, которые начинают общение со злостным неплательщиком уже своими методами. Они заинтересованы в возврате средств банковской организации, так как за успешную работу получают вознаграждение.
Как должна проходить работа коллекторов по закону?
Работа коллекторского агентства начинается с телефонного звонка должнику, чтобы поставить его в известность, что дело о его задолженности находится у них. Дальше начинается систематическая рассылка сообщений и электронных писем с требованием выплатить кредитный долг. Если человек никак не реагирует, то коллекторы имеют право навестить его по месту проживания, которое он указал при заполнении анкеты при подаче заявки на получение заемных средств.
Специалисты из коллекторского агентства не могут нарушать законодательство, так как их сейчас с легкостью можно привлечь к ответственности. Вид наказания будет зависеть от неправомерности их действий. По закону они могут даже оказаться за колючей проволокой, если будут угрожать должнику физической расправой или нанесут ему какие-либо увечья и травмы.
Добросовестные сотрудники действуют совсем иначе. Они заранее договариваются с гражданином о встрече, где пытаются ему объяснить суть сложившейся ситуации и ее последствия. Конечно, собственник может и не открывать им дверь, но чтобы решить проблему лучше не делать этого. Если коллекторы пытаются насильно войти в жилище, то это может означать, что вместо настоящих специалистов к должнику пришли мошенники, так как по закону запрещается входить в дом должника без его разрешения.
Коллекторы не могут приходить на адрес проживания дебитора, если он проделал следующие действия:
- Написал отказ в письменной форме от общения с данными специалистами по взысканиям.
- Вместо себя назначил адвоката, который является неким посредником между должником и взыскателями.
- Должник признан недееспособным или имеет инвалидность.
- Человек лежит в больнице на стационарном лечении.
- Заемщик прошел процедуру банкротства.
В этом году на законодательном уровне было принято положение, где коллекторам запретили приходить к родным или близким людям должника, если он сам не дал свое согласие на общение с ними. О данном факте составляется документ в письменном виде.
Если следовать гражданскому законодательство, то оно не ограничивает коллекторские агентства в плане телефонных звонков. Если конечно они не будут каждый час названивать дебитору. В такой ситуации он может обратиться с жалобой на коллекторов в судебный орган, так как эти действия будут восприниматься, как вмешательство в личную жизнь. Коллекторы должны встречаться с должником не более одного раза за сутки, два раза еженедельно и не более восьми раз ежемесячно. Им запрещается совершать звонки инвалидам, беременным женщинам и людям, которые находятся в медицинских заведениях на лечении.
Кто осуществляет контроль над коллекторами?
Взысканием кредитных задолженностей могут только те организации, которые включены в специальный перечень, расположенный на официальной странице ФССП. Именно приставы осуществляют контроль за работой коллекторов. Если в этом списке нет коллекторского агентства, то значит к должнику пришли мошенники.
Нередко возникают ситуации, когда на заемщика оказывается постоянное психологическое давление или сыпятся в его адрес угрозы. В таких случаях нужно обращаться с жалобами в соответствующие организации. Например, в Роспотребнадзор, Роскомнадзор или НАПКА (Ассоциацию коллекторских агентств). При нарушении коллекторами законодательства против них может быть начато административное или уголовное преследование.
Чтобы доказать вину специалистов в их незаконных действиях, должник должен иметь на руках вещественные доказательства. Например, запись разговора по телефону или при личном общении. Если речь идет об угрозе убийством или физическим насилием, то человек должен незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, чтобы они поставили на место агрессивных коллекторов.
Если работает коллекторское агентство официально, то при обращении заемщика с жалобой на того или иного работника, руководители самостоятельно проводят проверку его незаконных действий и при их выявлении выносят ему наказание в большинстве случаев его просто увольняют.
Можно сделать вывод о том, что с официальными коллекторами должник может всегда договориться с ними и решить вопрос с погашением своего кредитного долга.